Я русская до боли, до озноба, за то благодарю я небеса. Ведь Бог нам даровал живое СЛОВО, и мы плетем из СЛОВА кружева...

Публикации




Статья для газеты "Панорама образования"

Давайте учиться говорить

В Древней Греции, а затем в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования. Но однажды Критий, дядя Платона, став главой афинских тиранов, отменил преподавание красноречия, усмотрев в нем «весьма опасное» занятие, которое дает власть над людьми. Не правда ли интересный факт из истории древних веков?  Чего же испугался в своё время Критий? Чего позже боялись первосвященники, когда посылали на казнь Иисуса Христа?
В истории масса примеров влияния одной личности на целые народы. Несомненно, человек, умеющий правильно и эмоционально строить собственную речь, выделяется из общей толпы и привлекает к себе внимание, что весьма необычно для современного невысокого уровня речевой культуры. Нас окружают малограмотные лозунги, составленные малограмотными людьми и призывающие к тем или иным действиям, уровень рекламы порой приводит в дикий ужас. Но нам, взрослым людям, привыкшим пропускать через сито информацию, льющуюся на нас со всех сторон, легче понять, что такое хорошо, а что такое плохо. А что же делать детям? Ребята впитывают то, что им предложено социумом. Может быть, поэтому на заборах и на сайтах в интернете появляются фразы, заставляющие нас, учителей, краснеть от того, что наши дети, даже если они что-то глубоко прочувствовали, не могут это выразить правильно. В моей практике была девочка, для которой не составляло труда построить эмоциональный, грамотный   связный текст. Пока другие дети пытались соединить вместе пару слов, она несколькими фразами заставляла прислушаться к ней. Одноклассники ловили её слова налету, потому что знали, что «…Рита лишнего не скажет…», но каждое её слово было наполнено глубоким смыслом. Конечно, она выделялась в классе, несмотря на, казалось бы, вполне заурядную внешность. Умение выразить собственные мысли и донести до слушателя многого стоит. Как сказал кто-то из древних: «Твоя сила в твоих словах: если ты нравишься толпе, то ты обладаешь невероятной властью». Мы с вами часто замечаем, как нам приятно слушать человека, умеющего интересно рассказывать. Проходя по коридорам во время урока, невольно замечаешь за партами детей, с таким вниманием, с таким неподдельным интересом вслушивающихся в слова учителя, что сразу же приходят в голову вопросы: «Разве смогут забыть ребята образ этого учителя после окончания школы? Разве составит им труда сдать ЕГЭ по любимому предмету (с таким учителем и с такой эмоциональной атмосферой в классе не может быть иначе)?» Конечно, мне могут возразить скептики, утверждая, что это талант, данный свыше. А мне почему-то хочется крикнуть: «Нет, друзья, мы, отрицая этот дар у себя, расписываемся в собственной неполноценности. Ведь Сократ, Платон и Аристотель не сразу стали великими ораторами, они прошли свой путь к совершенству». Нам, учителям, просто необходимо посмотреть на себя с критической точки зрения, оценить собственный словарный запас, вспомнить о законах эмоциональности, удовольствия, заинтересованности тем, о чём говоришь, и стремиться строить  свою речь так, чтобы простой контакт с учениками на уроках перерастал в творческий процесс, чтобы он увлёк ребят в мир интересного, и тогда, на мой взгляд, не будет мотивов у детей писать мерзкие фразы на заборах или глупейшие сообщения в интернете, а авторитет учителя не будет подвержен сомнению.
Развитие красноречия у детей, да и у взрослых - важный аспект современного преподавания как в школах, так и в ВУЗах. Навыки ораторского мастерства дают ощущение уверенности в собственных силах. Так давайте красноречию на уроках уделять больше внимания, тем самым создавая прекрасное будущее наших детей, делая их не «одними из…», а личностями, способными оставить свой след в истории. (Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №89 Драгунова(Лымарь) Валентина Владимировна)



2 комментария:

  1. Здравствуйте, Валентина Владимировна!Прочитала Вашу статью. Нужное поучительное сообщение.Хочется надеяться,что ребята,прочитав ее начнут вдумчивее относится к своей речи и будут интересными собеседниками.Мы,родители, понимаем, что развить эту способность они смогут ,благодаря Вам и урокам литературы.А мы поможем в этом.Мне кажется ,что надо делать акцент на сочинениях и беседах,чтобы они рассказывали ,где были и чем занимались(заодно узнают больше друг о друге). И конечно,читать,читать и читать.Очень благодарна Вам,за то,что делаете для детей и за статью. С уважением Корина Наталья Николаевна (мама Кориной Дарьи).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Наталья Николаевна! Огромное спасибо Вам за отклик, который для меня очень важен. Конечно, развитие красноречия имеет огромное значение для ребёнка, так как открывает новые горизонты для самореализации детей в современном обществе. И наша с Вами помощь ребятам необходима. У меня возникла идея: составить список "золотых книг", которые читали родители, и предложить детям познакомиться с этими произведениями. Может быть, дети с нами поспорят на поднимаемые темы, попытаются найти истину, выскажут своё мнение... Но самое главное, родители и ребята увидят друг в друге интересные личности! Начнётся диалог! Это для подростков очень важно, на мой взгляд. Что скажете?

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...