Я русская до боли, до озноба, за то благодарю я небеса. Ведь Бог нам даровал живое СЛОВО, и мы плетем из СЛОВА кружева...

Педагогическая деятельность

Обобщённый опыт

Развитие ораторских навыков
у школьников

Автор опыта:

Драгунова (Лымарь) Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №100
имени академика В.С.Пустовойта

г.Краснодар, 2009 г.

Содержание

Информация об опыте
Технология опыта
Результативность опыта
Библиографический список

I.ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.

1.1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.
         «Необходимо хорошо подготовить детей к ЕГЭ,» - эту фразу слышит каждый учитель на каждом педагогическом совете и, естественно, понимает, что это задача не из лёгких. Учить  детей  языку - это  значит  учить  их  жизни, учить сосредотачивать все свои силы в определённый момент. И этим страшным для школьника мигом является единый государственный экзамен как ступень во взрослую самостоятельную жизнь. Но чем важнее этот момент, тем страшнее для ребят он кажется. Русский  язык  совсем  не  так  прост, как  это  выглядит  на  первый  взгляд. Стоит  вспомнить, что о  нем  говорили: «…великий, могучий, правдивый, свободный», «мой  верный  друг, мой друг  коварный, мой  раб, мой  царь, родной  язык». Становится  понятно, как нелегко изучить  ученикам  его чудные, но, скажем прямо, и трудные  законы.
            Зубрёжка правил разрушает интерес к грамотному выражению собственных мыслей – это очевидно. Но при должном мастерстве учителя этот метод преподавания не понадобится, и всё-таки будут сформированы правильные навыки письма и речи. Считается, что умение говорить не может быть частичным: оно или есть («врожденная», абсолютная), или его нет. Наивно полагать, что при написании сочинения-рассуждения ученик роется в собственной «базе словарей», припоминая красивые словосочетания и фразеологизмы. А ведь на экзамене принять решение нужно очень быстро. Поэтому научить ребёнка без принуждения красиво выражать свои мысли (а их у него предостаточно) – наша задача.
            Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно- познавательной деятельности учащихся и управлении ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами и методами и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам.
            В ходе педагогической деятельности пришлось столкнуться с рядом противоречий.
Противоречия
Пути их решения
1. Между штампами в обучении и стремлением школьников естественным путем приблизиться к пониманию реального окружающего мира.
1.Использование проблемно-поискового метода обучения.
2. Между авторитарной методикой преподавания и уникумом личности, стремлением ребенка быть понятым и услышанным.
2. Создание психологически комфортной атмосферы на уроке, позволяющей выявить творческие задатки и способности личности.
3. Между необходимостью увеличивать объем информации, включаемой в образование, и возможностью организации для ее усвоения.
3. Систематизация материала, использование технологий проблемного обучения, совершенствование методов и форм контроля знаний учащихся.

1.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.
         Несомненной задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности и успешной реализации её возможностей на едином государственном экзамене и в дальнейшей жизни.
            Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных и речевых способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать  развивающим обучением, то есть таким обучением, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение является проблемным.
            Это и определило тему работы «Развитие красноречия у школьников».
            В ней говорится об активизации учебного процесса с помощью проблемного обучения, создании  проблемных ситуаций и постановку познавательных и речевых задач уже с пятого класса.
            При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что
·         он учит строить логические цепочки при объяснении содержания наиболее сложных понятий,
·         систематически создает проблемные ситуации,
·         сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, чтобы на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делали выводы и обобщения, формировали с помощью учителя определенные понятия, законы,
·         путём неоднократного повтора аналогичных ситуаций закрепляет полученные навыки на практике
·         и, как следствие, контролирует применение опыта и навыков при выполнении заданий ЕГЭ.
            В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Таким образом, происходит формирование гармонически развитой личности.

1.3. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

Ведущая педагогическая идея опыта – это применение средств технологии проблемного обучения как основы создания на уроках русского языка и литературы развивающей среды, обеспечивающей повышение функциональной грамотности учащихся, реализацию практической направленности обучения на ЕГЭ.
Достижение желаемого результата было бы невозможно без сотрудничества и доверительного отношения учителя и ученика.  Обучение происходит без принуждения, с пониманием обеими сторонами  необходимости данного вида работы.
Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников  можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, самокоррекция, новый творческий продукт.

1.4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ОПЫТОМ

Длительность работы над опытом в контексте заявленной формулировки темы составляет пять лет (с 2005 года), но значительно раньше (с 1999 года)  я вводила в свои уроки элементы  проблемного обучения.
С момента обнаружения пробелов в подготовке детей к экзамену именно в части С1 была спланирована работа по анализу и отработке навыков учащихся, проверяемых в этом блоке, и  имела несколько этапов.
 На первом этапе мной было проанализированы результаты ЕГЭ за несколько лет, изучены все темы, включённые в часть С1, просмотрена дидактическая и методическая литература, где комментировалась возможность использования проблемных ситуаций, освещался передовой опыт учителей - предметников. Это позволило сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу решаемой проблемы. К концу первого этапа мной были собраны и обобщены необходимые материалы, отражающие работу над повышением функциональной грамотности учащихся, подготовлены материалы ко многим урокам.
На втором этапе мной разрабатывались методические пути повышения результативности применения навыков учащихся на контрольных этапах обучения, уточнялась классификация средств проблемного обучения. Были определены критерии отбора  средств технологии проблемного обучения, подготовлены материалы к урокам. Особое внимание при подготовке к урокам уделялось методическим приёмам, обеспечивающим активизацию учебной деятельности учащихся, направленной на повышение уровня речевой деятельности учащихся.
 На третьем этапе я подводила итоги и делала выводы.
Сравнение и анализ итогов деятельности показал положительные результаты:
- рост количества учащихся, обучающихся на «4» и «5» по многим предметам;
- повышение интереса к изучаемым предметам, в частности к риторике;
- совершенствование речевых навыков учащихся при применении на экзаменах.
Введение ЕГЭ по русскому языку  за курс средней общеобразовательной школы и новой формы государственной (итоговой) аттестации в IХ классах потребовал корректировки содержания опыта, календарно-тематического планирования, поурочного планирования в соответствие с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентного подходов к определению целей, содержания и методики обучения русскому языку.
     Итогом работы является результативность опыта за последние три года.

1.5. ДИАПАЗОН ОПЫТА
Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная работа» с 5 по 11 классы.
Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход  в работе над повышением функциональной грамотности учащихся
- применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков по другим предметам,
- необходим на уроках в среднем звене основной школы;
- уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе,
- с успехом может использоваться учителями начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.

1.6. НОВИЗНА ОПЫТА
Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку и литературе(в школах редко выделяют часы на предмет «Риторика»),  творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
          Опыт работы «Развитие красноречия у школьников» потребовал внести коррективы в содержание образования по преподаваемому предмету.
Приемы:
внесение изменений в календарно-тематическое планирование в соответствии с программой, образовательным минимумом, государственным стандартам, концепцией модернизации образования;
- анализ и освоение новых учебно-методических комплектов по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской, методических рекомендаций ученых-лингвистов А.А.Мурашова, М.Р.Львова;
- углубление знаний учащихся по предмету;
изменение в организации учебного процесса;
творческое комплексное применение известных педагогических технологий;
организации работы учащихся на основе групповых, игровых форм;
разработка технологических аспектов реализации опыта.
Обоснованием причин изменения содержания образования по русскому языку явились концептуальные позиции:
формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культурологической компетенций.
- практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся;
русский язык и литература – одни из основных  школьных дисциплин, способствующие реализации нового поколения в социуме;
- формирование речевой личности, способной быть активным членом общества;
- потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с необходимой информацией;
Одно из условий успешности данного педагогического опыта - внесенные изменения в содержание образования и в организацию педагогического процесса.
Определенная новизна работы состоит также в систематическом внедрении в преподавание русского языка элементов риторики на всех этапах обучения:  от первых уроков в 5 классе до итогового обзора и завершения курса средней школы, а также на всех этапах урока: от актуализации прежних знаний до формирования умений и навыков. Учитель ставит перед ребятами задачу к определённой проблеме и в совместной работе с ним дети приходят с собственными формулировками, построению доказательств, умению делать выводы из услышанного и сказанного, которые обнаруживают особенности критического мышления.
            Организация такой деятельности в целостном педагогическом процессе основывается на следующих принципах:
  • личностно-рефлексивный подход, который реализуется через выбор заданий, способствующих оптимальному развитию каждого ученика;
  • субъектный подход, который реализуется через создание ситуаций, в которых каждый участник оказывается в субъектной позиции: ему необходимо самостоятельно  определять цели, искать пути  реализации задуманного,  осуществлять деятельность, анализировать и оценивать ее результаты;
  • принцип импровизации, который реализуется через включение в деятельность этапов «свободного поиска вариантов».
1.7.  ДОСТУПНОСТЬ ОПЫТА
           Доступность опыта проявляется в том, что он может быть использован учителями русского языка общеобразовательных школ, которые обладают необходимым педагогическим потенциалом.
1.8. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Теоретическая база опыта «Развитие красноречия у школьников» основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков.
Так через все труды Ф.И.Буслаева проходит мысль о тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры.

Основой для выбора темы явилась дидактическая система работы методиста Т.А.Ладыженской, автора известных учебников по русскому языку и риторике,  которая состоит в совершенствовании не только правописных навыков, но  речевого, интеллектуального, нравственного развития учащихся в единстве.
Софист Горгий, живший в древней Греции, сказал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить... Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет».
            Учёные – лингвисты МихайличенкоН.А., Кохтев Н.Н. преподнести риторику как особую науку о законах «Изобретения, расположения и выражения мыслей в речи» и отмечали, что освоение ораторских навыков ведёт к  повышению самосознания школьников, нахождению их места в обществе и путь к этому лежит через обращение к проблемному обучению.
            Цель обучения красноречию – не только усвоение результатов опыта известных ораторов, системы знаний, но и нахождение самого пути  к результатам, формированию риторической деятельности ученика и развитию его творческих и речевых  способностей.
            Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека перед поставленной задачей, поиск средств для её решения, анализ условий, построение связного ответа и самокоррекция после выступления. Проблемная ситуации есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.           

II.  ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Образовательный процесс следует организовывать и проводить так, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Роль учителя при формировании ораторских навыков у ребёнка.
При таком обучении деятельность учителя состоит в том, чтобы через зрительное и слуховое восприятие донести до ученика нужные сведения, используя при этом навыки ораторского искусства, предложить ребятам свои силы в подобной творческой работе, ориентируясь на полученные сведения. Этот вид деятельности наглядно покажет ученикам цели изучения риторики и применения её элементов на уроке. Детям необходимо чувствовать себя творцами и личностями, которые умеют донести свои мысли до слушателя. Этот вид работы нужно начинать с 5-го класса. От поведения учителя, от его уровня владения ораторскими навыками зависит степень восприятия учениками любого материала. Чем правильнее будет построена речь учителя, чем разнообразнее будут средства выразительности, тем выше интерес школьников к предмету.

 Инстинкт подражания очень важен при формировании личности ребёнка. Это необходимо учитывать в ходе урока, особенно в 5-6-х классах. Поэтому учителю нужно помнить несколько законов (по А.А.Мурашову):

·        Педагогу  никогда  не  стоит  пускать  в  ход  все  имеющиеся  риторические  резервы  одновременно.
·        Нет  для  учителя  признания  поражения  более  яркого,  чем  крик,  который  он  не  в  силах  контролировать.
·       Эмоциональность  и  экспрессивность  должны  сопутствовать  учителю,  но  только  в  присущих  его  личности  характеристиках.
·        Каждый учащийся должен  чувствовать  себя  в  фокусе  учительского  внимания.
·        Важно  показать  учащимся,  что  их  внимание  необходимо.
·        Нужно  помнить,  что  молчание  может  быть  различным.
·    Начало  всякого  познания  в  удивлении   (что  было  замечено  ещё  АРИСТОТЕЛЕМ)
Затем Мурашов предлагает перечень  риторических  приёмов,  помогающих  педагогу  импульсировать  процент  общения,  значительно  снизить  фактор  усталости  аудитории: 

1.           Активное  введение  риторического  вопроса.
2.            Выдвижение  полемичных,  дискуссионных  точек  зрения.
3.   Педагог  подчёркнуто  обращается  к  уровню  личностной  самооценки  школьников,  чтобы  вызвать  в  них  попытку  самоутвердиться.
4.   Переход  на  иной  род  риторического  воздействия,  смена  частного  коммуникативного  намерения,  формы  и  характеристики  общения.
5.          Регулирование  самого  времени  урока,  его  риторического  самопроявления  в  речи  учителя  и  ученика.
Как показала практика, активное использование языковых средств, малых литературных жанров в речи учителя – это путь к успеху.
Притчи-поступки. Как рассказчики учителя должны проявлять глубокое понимание потребностей слушателей. Но ученики нам бы не верили бы, если бы наше поведение не совпадало со словами. Наукой доказано, что около 70% всей информации человек получает через зрение, поэтому необходимо иногда использовать не только слова, но и  поступки-притчи. Для примера возьмём образ Христа. Слушая Иисуса, человек создавал на основе его слов некую картину, в которой он рисовал героев и их поступки, основываясь на своем опыте. Иисус давал при помощи притч отвлеченную схему, которую слушатели своим воображением превращали в целую историю. Это внутреннее зрение развито у людей неодинаково, поэтому оно не всегда достигало своей цели. И в этом случае Иисус использует притчи-поступки. Слуховое восприятие Он заменяет зрительным.
Одной из наглядных притч-поступков является притча «Омовение ног». Христос  видел, что ученики не готовы воспринимать Его слова. Существовал, обычай, когда слуга мыл ноги гостям. Были приготовлены сосуд с водой, посуда и полотенце, но не было слуги. Один из учеников должен был исполнить его обязанность, но никто не захотел быть слугой. Выждав некоторое время и видя, что никто не желает умыть ноги своим братьям, Иисус встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце, и, налив воды в таз начал умывать ноги ученикам. Петр воспротивился такой почести, оказанной ему Христом, но Спаситель сказал, что он скоро поймет смысл его поступка. Окончив, Он сказал им: «Итак, если Я Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».
Притчи-поступки играют важную роль воздействия на слушателя, а в нашем случае на учеников.

Мы провели эксперимент. Учителям было предложено на уроках в своей речи использовать жанр притчи как иллюстративный материал.
Взяли для эксперимента притчу «Полная банка», но сами выступили в образе профессора, несколько перефразировав текст и делая акцент на необходимости заполнить наш разум необходимыми знаниями.
 Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
Результат оказался неожиданным.
Результаты  уровня внимания по теме «Односоставные предложения» в 8-х классах
(согласно результатам тестовой работы в конце 4 урока)
Ряд1.  Степень уровня внимания на уроках в «слабом» классе
Ряд2.  Степень уровня внимания на уроках в «сильном» классе
Ряд3.  Степень уровня внимания на уроках в «среднем» классе


Педагоги, принявшие участие в этом эксперименте, были опрошены. Их ответы обобщены в таблицу.
Результаты опроса педагогического коллектива МОУ СОШ №100
Опрошено 10 человек
Вопрос
Да
Не знаю
Нет
1
Необходим ли жанр притчи на уроках?
7
2
1
2
Изменился уровень внимания учеников на уроке?
9
1
0
3
Влияют ли притчи на уровень восприятия материала учащимися?
8
1
1
4
Имеют ли притчи воспитательный характер?
9
0
1
5
Меняется ли восприятие материала учениками со слабой подготовкой?
5
3
2
6
Развивает ли такой элемент урока речь ученика?
7
1
2
7
Необходим ли такой элемент урока, как притча-поступок?
5
3
2
8
Можно ли использовать подобную практику во внеклассных мероприятиях?
10
0
0
9
Будете ли вы использовать притчи при подготовке к уроку?
6
2
2
10
Необходимы ли элементы ораторского искусства на уроках?
10
0
0
11
Хотели бы Вы изучить этот предмет с целью использования навыков ораторского искусства на уроках?
9
0
1

Таким образом, практически все педагоги заинтересованы в изучении данной науки. Требования к поведению говорящего должны знать все. Такие качества личности говорящего, как: обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлечённость – повысят интерес учащихся к предмету и уважение педагога не будет подвергаться сомнению.  И нельзя забывать об инстинкте подражания. Учителя должны принять для себя закон: «Каков ученик, таков и учитель»

Проблемные ситуации при изучении материала на уроке.

Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков.  Одни из них связаны с умением анализировать и оценивать общение (степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком); другие- с умением общаться в пределах, обозначенных в блоке «Речевые  жанры» (оценивается умение ориентироваться в ситуации, учитывать адресата,  аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение).
Введение элементов риторики должен вызвать у учеников размышление о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно в современном мире владеть словом, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу  для  формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.   Поэтому необходимо включать такой компонент, как риторические идеи.
     Выбор риторических идей учитель должен корректировать и дополнять в соответствии с особенностями детского коллектива и своими личными воззрениями. Применение прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. То есть используется поисковый метод учения.
Но сразу нельзя получить школьника с отработанными ораторскими навыками. Процесс становления проходит постепенно: от эмоционального восприятия речи учителя до самостоятельной творческой работы. Учащиеся должны знать, как строится риторический анализ (что сказал говорящий, что он хотел сказать, какие средства использовал, для чего он их использовал, достиг ли цели, почему), что такое риторическая задача (описание всех компонентов речевой ситуации), уметь играть в риторические игры, предполагающих решение проблемных ситуаций. Освоив все этапы речи, ученик постепенно подходит к правильному написанию сочинения-рассуждения, что очень важно на едином государственном экзамене. Поставленная в основу сочинения проблема на ту или иную тему ставит школьника без ораторских навыков в сложную ситуацию. Особенно это касается аргументации собственного мнения и вычленения позиции автора. Для учеников с отработанными навыками риторического анализа это затруднений не вызывает. Изученные принципы диалогизации речевого общения (внимание к адресату, близость содержания речи интересам и жизни современного общества, конкретность), а также законы эмоциональности и удовольствия (что немаловажно для искренности повествования) дают хорошие результаты на ЕГЭ и на устных экзаменах в 9 классе.
Проблемные задания при повторении  на уроке.
Такие задания побуждают учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

1.      Записать на доске и в тетрадях слова с удвоенными согласными.
Аккомпанемент, аккомпанировать, коллектив, коллективный, колосс, колоссальный, комментарий, комментатор, пассивный, пессимист, прогресс, прогрессивный, эффект.
Ответить, почему не записали слова, имеющиеся на этой странице: гуманный, мировоззрение, нравственный. Объяснить устно значение слова колосс.
2.      Почему тема общности человека и природы волновала писателей всех времён? Приведите ряд аргументов.
3.      Записать слова, заменяющие слово портретист, провести риторический анализ использования этого слова в речи
( ПОРТРЕТИСТ – художник, автор портрета, мастер живописи, создатель картины, живописец, певец гения, фамилия, имя, отчество и т.д.).
4.      Курение вредит здоровью человека. Расскажите об этом семиклассникам, образно аргументируя свои мысли в речи.
5.      Докажите (устно), что правописание слов зависит от знания частей речи и их морфологических признаков (иногда контекста).
1. Письмо (не) написано, (не) отправлено, (не) получено, (не) зачем.
2. Детский плач. Ты не плачь. Ожег руку. Сильный ожог.
6.      За войной и разрухой всегда следует прогресс. Докажите обратное. Постройте речь на модели «Сопоставление».
7.      Интонационно – смысловой анализ текста.
Докажите, почему поставлены запятая и точка с запятой. Определите тип речи.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветви берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.  ( И. Тургенев).
Текст по содержанию и интонации делится на две части. В 1-й части ( до слов Вот и лес) быстрая смена приятных впечатлений обозначается перечислительной интонацией с небольшими паузами между простыми предложениями ( в составе БСП), следующими почти одновременно, и с постепенно повышающимся голосом перед каждой паузой. Ставятся запятые.
Во 2-й части текста дается изображение лесной тишины и спокойствия, поэтому темп речи замедляется, паузы между простыми предложениями ( в составе БСП) становятся более продолжительными, голос перед паузами понижается почти до точки. Ставится точка с запятой.
8.      Как законы государства влияют на самосознание личности человека?
9.      Влияние иностранных языков на русский. Плохо это или хорошо? Докажите свою точку зрения.

Проблемные задания при обобщении изученного.

Такие задания побуждают учеников к обобщению изученного. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.
1.     Почему авторы текстов часто используют приём умолчания. Какое значение он несёт в себе.
2. Самостоятельная работа. Выполнение упр. … (на правописание приставок) с последующей проверкой, выводами и приведениями примеров ( из упражнения и своих).
Докажите, прав ли К. Чуковский, сказав: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставки таится разнообразие смысла».
3.   Расскажите, почему изменяется словарный состав языка и использование устаревших слов становится проблематичным. Найдите устаревшие  слова, неологизмы и заимствованные слова и объясните причины их употребления.
4.     Устно решить поисковую задачу
Глагол бежит – 2-го спряжения, хотя его инфинитив бежать в  исключении 7 глаголов на – ать не входит. В чем здесь дело? ( Ответ: в окончании слова бежит гласный под ударением, а правило относится лишь к безударным гласным).

Проблемные ситуации в домашнем задании.

 Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. 

1. Составьте текст проблемной статьи на одну из тем: «Почему надо быть вежливым?», «Что такое дружба?», «Почему надо быть гуманным?» (для каждого из возрастов задача усложняется количеством использованных изобразительных средств в тексте).
2. Самостоятельный анализ речи оратора.
3. Составление определений для школьного учебника. Например, ученики дополняют определение имени существительного как части речи: «В предложении имена существительные являются подлежащими ( в форме И.п.), дополнениями ( в форме косв. падежей), обстоятельствами ( в форме косв. падежей, если отвечают на вопросы где? куда? зачем? как? и др.).
4. Разработка наглядных пособий. Например: составьте речь и постройте таблицу по ключевым словам текста.
5. Разработка кроссвордов, обеспечивающих повторение изобразительно-выразительных средств языка
6. Написание критической статьи к прочитанным текстам газет, журналов, художественных произведений, определяя степень влияния текста на читателя.
7. Составить текст по смысловой модели «Свойства»
8. Редактирование текста.
1) Внимательно прочитайте текст. Почему он вызывает смех? К какому стилю речи данный текст тяготеет? Напишите вариант «нормального» текста.
Как допускается порча хорошего настроения. Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых его наименованных мероприятиях.
На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и прочее, причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных.
9. Придумайте ряд логических цепочек по модели «Целое - части»
В современной школе проблемное обучение просто необходимо, т. к. оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения  в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

При оценке результатов деятельности учащихся нельзя не согласиться с мнением психологов, что активизация внутреннего потенциала личности во многом обуславливается применением индивидуальных эталонов оценки. Результат, полученный учеником, сравнивается с его прошлым результатом и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития.
Использование в работе элементов риторики, решения проблемных ситуаций ведёт к улучшению знаний учащихся, их самоанализу. Повышается уровень внимания, интереса к изучаемому предмету. Не боясь высказаться, ребята самоутверждаются, что особенно немаловажно с психологической точки зрения для выпускников. Задача любого учебного заведения – воспитать полноценную гармоничную личность. Изучение риторики или использование элементов ораторского искусства на уроках - путь к решению этой задачи.
                                                                        
Класс
Включение элементов риторики на уроках
Процент успеваемости
Процент качества
9 «Б»
Русский язык
70% детей -фрагменты,
30% детей - элективный курс «Риторика»
100
87
11 «А»
Русский язык
Фрагменты
100
64
11 «А»
литература
Элективный курс « Риторика»
100
100



IV. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1.         Алексеева И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания. Ростов- на Дону.: “ Феникс “ 2002
2.         Антонова, Е.С. Где искать ресурсы для обновления школьных методов?   // Русский язык в школе. – 2007. - № 4. – с.10-14.
3.         Байкова Л.А. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт. – Рязань, 2000.
4.         Баранова М. “методика преподавания русского языка в школе. ” М:Просвещение, 2000
5.         Корниенко Р.Н. Активная деятельность учащихся на уроках русского языка. – Журнал «Русский язык в школе» № 3, 2000.
6.         Кохтев  Н. Н.  Основы  ораторской  речи,  М.,  1992.
7.         Кохтев  Н. Н.  Риториа.  М.:  "  Просвещение  ",  1994.
8.         Ладыженская  Т. А.,  Ладыженская  Н. В.  Новый  комплекс  «  Детская  риторика  «  //  Начальная  школа,  1995,  № 5,  с.  54 – 58.
9.         Львов, М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (опыт моделирования). // Русский язык в школе. – 2001.- № 4. – с.4.
10.     Малышев  А. А.  Умение  убедительно  воздействовать  речью.  Ужгород,  1994.
11.     Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. –М: Педагогика, 1977
12.     Михайличенко  Н. А.  Риторика.  М.,  1994.

13.     Мурашов  А. А.  Основы  педагогической  риторики.  М.,  1996.
14.     Ножин  Е. А.  Мастерство  устного  выступления.  М.,  1989. 
15.     Огель О.В. Эффективность школьной риторики: www.5ballov.ru.
16.     Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителя. / Б.Т. Панов – М.: Просвещение, 1980. – 280 с.
17.     Пичугов   Ю. С.  Программа  курса  "  Риторика  "  для  Х  классов  //  Русский  язык  в  школе,  1993,  № 2.
18.     Речь.  Речь.  Речь  //   Под  редакцией  Т. А.  Ладыженской.   М.,  1990.
19.     Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка, 9 класс. –М.: Просвещение, 1996
20.     Смелкова З. С.  Азбука  общения:  книга  для   преподавателя  риторики  в  школе.  Самара,  1994.
21.     Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. “ Практическая методика русского языка 5 класс “ М.: Просвещение, 1992.
22.     Львов М.Р. “ Словарь - справочник по методике русского языка“. М.:
23.     Просвещение, 1988.
24.     Шанский Н.М. “ Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку как государственному“. М.: Дрофа, 2000.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...